Gella

 

 

АКВАЛАНГ

АКВАЛАНГ

АквалангНа вопрос, кто изобрёл акваланг, любой человек с недоумением ответит:

- Как кто? Кусто!

И будет при этом, отчасти, прав, поскольку не исключено, что великий французский исследователь океана действительно изобрёл, точнее – придумал это название. Но не более того.

Ведь ко времени, когда данный аппарат был сконструирован канадцем Эмилем Ганьяном, сотрудничавшим с Кусто, существовала другая, схожая и даже более совершенная конструкция, созданная человеком по имени Жорж Коммейн.

Разумеется, история создания водолазных, как и прочих аппаратов, изобилует заимствованием идей, выражаясь проще, их воровством. Например, приписывание перебравшемуся из Германии в Лондон немцу Августу Зибе изобретение так называемого вентилируемого снаряжения, то есть знакомой каждому школьнику одежды с тяжёлым металлическим шлемом, является враньём, поскольку Зибе лишь объединил два чужих изобретения – шлем, предложенный братьями Чарлзом и Джоном Дин, и идею о способе его крепления к манишке водолазной одежды с помощью болтов, высказанную Джорджем Эдвардсом. Не вдаваясь в подробности, добавим, что и самому Августу, и его потомкам, пришлось систематически поддерживать свой ворованный приоритет, параллельно блокируя всякое упоминание об истинных авторах конструкции.

Вернёмся к аквалангу, мысли о создании которого восходят к двадцатым годам девятнадцатого столетия и связаны ни с чем иным, как с появившемся газовым освещением. Дело в том, что, когда газ распространялся по магистралям прямолинейно, особых проблем у осветителей не возникало, но при разветвлении его по этажам потребовались клапана, предотвращающие обратный отток. И именно с тех пор, один за другим, несколько французов, перечислять имена которых в данном повествовании особого смысла нет, стали предлагать и даже патентовать свои идеи, связанные с возможностью дыхания человека под водой воздухом из взятого с собой резервуара, а не подаваемого по шлангу помпой или мехами, расположенными в лодке либо на берегу.

- Некоторые французы? – может переспросить читатель. – А как же представители других национальностей?

А никак. Акваланг – чисто французское изобретение. Более того. Люди, внесшие наиболее значительный вклад в появление и усовершенствование его прототипов, жили вдалеке от моря, что позволило моему коллеге и другу Даниелю Давиду высказать гипотезу о том, что они были масонами, выполнявшими заказ ложи, направленный на создание механизма, способного обеспечить скрытное и неотвратимое потопление любого неприятельского флота ещё до выхода из гавани.

Первым из них следует назвать врача Мануэля Теодора Гийоме, проживавшего в Аржентане на северо-западе Франции, получившего в 1838 году французский патент на конструкцию, названную впоследствии «регулятором» или «лёгочным автоматом». Примечательно, что при попытке патентования аппарата в Англии идейное содержание заявки француза было беззастенчиво украдено работавшим в британском патентном бюро чертёжником по имени Уильям Ньютон, разумеется, однофамильцем. Следует отметить, что Гийоме не только создал дизайн своего аппарата, но и успешно испытал его с помощью опытного водолаза, но практического применения его конструкция не нашла.

Спустя четверть века горный инженер Бенуа Рукероль из южного городка Эспальон смог создать свой прибор, оснащённый регулятором, для дыхания шахтёров в загазованных пространствах, а немного позднее вместе с морским офицером Огюстом Денейрузом приспособил его для пребывания под водой. Их лёгочный автомат представлял собой устройство, снабжённое гибкой мембраной и клапаном, прикреплённое к металлической маске и позволявшее управлять подачей сжатого воздуха из расположенного за плечами цилиндра. Такой аппарат получил довольно широкое распространение, был закуплен многими государствами, в том числе Россией, и стал беззастенчиво воспроизводиться, в чём особенно преуспели немцы.

В двадцатых-тридцатых годах следующего столетия Морис Фернез и Ив ле Приер создали свои версии автономного механизма с регулятором, тем самым подготовив почву для Рене Коммейна, сконструировавшего аппарат, уже похожий на современный акваланг, предназначенный для водолазов и пожарных, назвав его “RC-35”, что отражало инициалы автора и год изготовления, а спустя два года его сын Жорж усовершенствовал его до “GC-37 Amphibian”, аналога самого настоящего акваланга в его современном понимании.

Кусто, тем временем, лечился от последствий автомобильной катастрофы, закрывшей для него путь, о котором он мечтал. В авиацию.

С началом войны Жорж Коммейн поступил в танковый полк и в следующем году участвовал в битве при Монкорне, где французы в первый и последний раз одержали победу над германскими войсками. Однако вскоре Франция капитулировала.

Вернувшись к гражданской жизни, он продолжил работу над совершенствованием аппарата и создал “GC-42 Amphibian”, запатентованный в следующем году, что не осталось незамеченным оккупантами, вынудившими его продемонстрировать изобретение под Марселем при погружении на невиданную для конструкций такого класса глубину - 53 метра!

Участвовал ли Коммейн во французском Сопротивлении, неизвестно, но, когда фашистов погнали, он вновь стал командиром танка, которому дали название «Аустерлиц».

К тому времени появилась и другая, хотя и менее совершенная конструкция, созданная инженером компании «Эйр Ликвид» Эмилем Ганьяном, занимавшимся, в связи с дефицитом бензина и нефтепродуктов, системой подачи в автомобилях газового топлива, переделав её, по просьбе Кусто, зятя одного из его начальников, в лёгочный автомат. Остальное для них, безусловно, прекрасно знакомых с “GC-42”, сложностей не представляло.

Коммейн также узнал о появившемся аппарате, большинство конструктивных характеристик которого копировали его изобретение, но официального протеста не подал. Однако впоследствии его сестра Жаклин вспоминала, что однажды увидела брата, всегда сдержанного и уравновешенного, вышедшим из себя в день, когда ему сообщили о начале процедуры патентования акваланга.

Перед походом на Страсбург экипаж «Аустерлица» остановился на отдых в Булонском лесу, и одна из вышедших на промысел цыганок подошла к Коммейну и стала гадать о прошлом, настоящем и будущем, в котором просматривался город с большим католическим собором.

- Но ты его не увидишь, - добавила она…

«Аустерлиц» ворвался на окраину Страсбурга ранним туманным утром 23 ноября и остановился перед противотанковым рвом. Коммейн открыл люк и высунулся из башни, любуясь, как постепенно, всё чётче и чётче, вдали проступали очертания знаменитого соборного шпиля. Но когда члены экипажа начали смеяться над предсказанием цыганки, присоединиться к общему веселью он не успел, будучи сражён пулей, попавшей в голову.

Убитый горем Рене успел создать модифицированную версию аппарата сына, высоко оцененную профессиональными водолазами, но шансов победить в маркетинговой войне у него не было.

Акваланг Ганьяна-Кусто, вскоре – Кусто-Ганьяна под названием "CG-45" (не правда ли, похоже?), а затем только Кусто уверенно завоёвывал рынок. Ганьян уехал в Канаду, где преуспел в создании разнообразных моделей регуляторов. При этом в Северной Америке слово «акваланг» заменили на аббревиатуру «SCUBA»“ (self-contained underwater breathing apparatus), чтобы, на всякий случай, избежать судебных тяжб с псевдо-автором изобретения. В Европе же, как и в России, за ним укоренилось название, данное Кусто, однажды на вопрос о Коммейне заявившего, что этот человек давным-давно утонул при испытании своего несовершенного кустарного устройства.

>